Более десяти лет здравоохранение области прибывало в состоянии некого анабиоза. Устоявшаяся и устарелая модель уже давно нуждается в неотложной реорганизации, поскольку, главное достояние государства и самая объективная оценка работы властей – здоровье народа.
В 2009 году Главным управлением здравоохранения совместно с областной администрацией и областным советом была проделана колоссальная работа. Разработаны новые приоритетные направления развития медицины области.
Подводя итоги прошедшего года, Начальник Главного управления здравоохранения Павел Николаевич Малыш, рассказал о достижениях, трудностях с которыми зачастую приходится сталкиваться в процессе работы и перспективах возрождения здравоохранения на Луганщине.
Павел Николаевич, 2009 год был сложный своей эпидемиологической ситуацией. Какие меры были приняты по борьбе с гриппом? Как области удалось удержать ситуацию под контролем?
Эпидемиологическая ситуация в нашей области в 2009 году сложной не была. Был превышен эпидпорог, но если сравнивать прошлый сезон и последние 10 лет, то мы ничем не отличаемся от среднестатистического года. Эпидситуация осложнилась тем, что появились два серьезных момента. Первый – это политика. И второй – бизнес. Составляющая здравоохранения там оказалась не очень большой.
Никакие сверхординарные мероприятия мы не проводили. Работали в штатном режиме с главным санитарным врачом Луганской области, с санстанцией. Все было в рамках принятых решений на заседании ЧПК, которое состоялась 29 апреля 2009 года. Поэтому, заболеваемость в области под контролем.
На мой взгляд, чересчур большое влияние на эту ситуацию оказывали политические деятели. Доходило до того, что политики не имея никакого отношения к медицине, с телеэкранов рекомендовали и комментировали чисто врачебные моменты: сколько масок должно быть, сколько должно быть марли, какая она должна быть...
Учитывая, что мы живем в период затянувшегося экономического кризиса, который затронул все отрасли жизнедеятельности наших граждан. С какими трудностями пришлось столкнуться в процессе работы?
У нас государство существует 18 лет, за эти годы так и не создана единая государственная стратегия и модель системы здравоохранения Украины. Поменялись десятки министров, которые пользуясь тем, что нет единой государственной модели здравоохранения, в зависимости от своего желания и видения ситуации разворачивали медицинскую отрасль в совершенно другую сторону. Мы реформировали здравоохранение, но единой реформы у нас небыло.
На протяжении 18 лет ведутся разговоры о страховой медицине, однако из года в год ничего не меняется. Мы только говорим.
Совершенно не важно, кто Президент и премьер-министр Украины, не важно, кто министр здравоохранения, должна действовать единая политика в области здравоохранения. И она должна была быть принята давно. А министр здравоохранения и начальники управлений в регионах, должны быть только исполнителями.
2009 год был годом перемен для здравоохранения области. Какие главные достижения?
Главное наше достижение в том, что в отличие от нашего государства, Луганский областной совет и областная администрация приняла единую концепцию развития здравоохранения области.
Мы значительно снизили заболеваемость и смертность от туберкулеза, добились определенных успехов в снижении младенческой смертности, в оказании медицинской помощи новорожденным, роженицам и родильницам. Приобрели современное оборудование для оказания помощи ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом, людям страдающим заболеваниями кожи. Заметно улучшили качество оказания медицинской помощи онкологическим больным. Если раньше из нашей области люди ехали лечиться в Харьков, Донецк или Киев, то сейчас они проходят лечение в нашем онкологическом диспансере. Нам удалось вернуть доверие пациентов. Я считаю, что это и есть нашими главными достижениями!
Павел Николаевич, последнее время управление здравоохранения и областные власти пристальное внимание уделяют материнству и детству. Была проделана большая работа. Как обстоят дела в акушерско-гинекологической службе?
Первое – это, конечно же, кадры. У нас новый областной акушер-гинеколог. Человек активный и знающий свое дело. И я уверен, что он в состоянии ситуацию изменить в лучшую сторону. Второй момент – стратегия. Мы добились того, что маломощные родильные дома, в которых количество родов минимальное должны отходить в прошлое. Третье - финансы. Областной совет и областная администрация выделила достаточные средства для развития акушерства, гинекологии и борьбы с младенческой смертностью.
В нашей области начал функционировать передвижной центр для оказания помощи матерям и детям, что позволило своевременно и качественно оказывать необходимую акушерскую и неонатологическую помощь.
В прессе часто обсуждается вопрос об оптимизации коечного фонда в специализированных учреждениях здравоохранения и о создании районных территориальных медицинских объединений. Как проводится работа в этом направлении?
Разве можно рожать в роддоме, где одни роды принимают один раз в три-четыре дня? Такого просто быть не должно!
Чтобы был квалифицированный медицинский персонал, количество родов не должно быть меньше 400 в год.
Если говорить о районных территориальных медицинских объединениях (РТМО), то возьмем среднестатистический сельскохозяйственный район. Существует такая градация медицинских учреждений. Есть центральная районная больница. Участковая больница. В селах, где небольшое количество жителей - сельские амбулатории, где ещё меньше – фельдшерско-акушерские пункты. Где крайне низкий уровень населения – фельдшерские пункты. В каждом таком районе должна быть выстроена четкая вертикаль. Главный врач ЦРБ и должен быть главным врачом района и РТМО. У нас же сейчас все перевернуто с ног на голову.
Руководят фельдшерско-акушерскими пунктами головы сельских советов. Например, в Станично-Луганском районе 25 ФАПов и руководят ими 25 голов сельского совета. 7 амбулаторий. И это только в одном отдельном районе 35 голов на местах руководят здравоохранением, делят финансы, управляют кадрами. Это не нормально!
Всем здравоохранением района должен руководить главный врач района, который должен управлять финансами и кадрами здравоохранения района. Тогда эта система являлась бы управляемой. Но мы насчитали 35 человек. А сколько у нас районов?! И можем ли мы выстроить какую-то политику? - При существующем раскладе этого сделать невозможно!
У нас есть примеры, когда голова сельского совета, имея хорошую зарплату, на лекарства в ФАП выделяет всего по 1грн. в сутки на медикаменты на все медицинское учреждение. Поэтому главный врач ЦРБ должен быть главным врачом района и главным ответственным лицом.
Павел Николаевич, как управление здравоохранения решает проблему кадрового дефицита, который образовался в области?
Если проводить анализ, почему это произошло, то прослеживается очень много векторов. Пришел новый министр и был клич – семейная медицина. Да, это первичное звено, её нужно развивать, но не в ущерб узким специальностям. Приведу пример: начиная с 2005 года и до 2008года, мы выпустили семейных врачей 164 человека, а неонатологов за 4 года - 3, фтизиатров – 8. Опять же, причиной таких необдуманных действий является отсутствие единой стратегии развития здравоохранения в Украине.
Однако, область на своем уровне решает каровый вопрос. Города и районы заключают контракты с Луганским государственным медицинским университетом, согласно которого молодые специалисты обязуются вернуться работать в города и районы, которые их обучали за счет местных бюджетов.
Мы впервые выполнили план по целевому набору. И это положительный момент. В прошлом году такого небыло.
В конце 2009 года управлением здравоохранения были разработаны и приняты приоритетные направления развития здравоохранения области. В чем они заключаются? На чем они основаны?
Негативные тенденции в здравоохранении нашего государства и нашей области складывались годами. Поэтому, сказать, что так быстро все поменяется, я не могу. Здесь я вам скажу как врач-реаниматолог - это как инсульт. Он происходит очень быстро, а выводить человека из этого состояния очень долго. Врачи по крупицам собирают положительную динамику. Так и нам предстоит тяжелый и не одногодичный плановый труд. Но, если эта система будет работать и мы каждый день будем реализовывать приоритетные направления, то такая система работы должна принести свои результаты.
Приоритетные направления развития здравоохранения Луганщины основаны на глубоком анализе ситуации, которая сложилась у нас в области.
В первую очередь была учтена демографическая ситуация, неудовлетворительное состояние здоровья населения, дефицит материальных и кадровых ресурсов. Перед собой мы поставили задачу рационально использовать ресурсы системы здравоохранения. Например, коечный фонд у нас не выполняет возложенных на него функций. Нужна реструктуризация. Мы должны усовершенствовать свою кадровую политику и первичную медико-санитарную помощь. Довести до современных стандартов оказание помощи онкологическим и кардиологическим больным. Ведь, только вдумайтесь, ежегодно в области умирает 25 тысяч человек страдающих кардиологическими заболеваниями. Если так посмотреть, то это приличный район вымирает. И конечно же, наиболее близко мне, как врачу-реаниматологу - оказание экстренной помощи. Сочетание слов «медицина катастроф» должно приобрести явную практическую плоскость.
Я должен сказать Вам, что мы не то, что готовы – мы обязаны это все реализовать!